Лазарь Маркович Сухаребский родился в 1899 г. в городе Новогрудок Минской губернии в семье врача.
О ранних годах Л.М. Сухаребского известно мало. В 1917 г. он окончил гимназию в Грузии, в г. Кутаиси. В юности принадлежал к группе поэтов-авангардистов ничевоков. Под его редакцией была издана книга «Вам (От ничевоков чтения)». Его стихи вошли также в «Манифест от ничевоков» «Мы». После окончания медицинского института в 1922 г. получил специальность психиатра, работал ординатором Государственного института физиотерапии (по линии психоневрологии). Несмотря на активную медицинскую деятельность, у него сохранялся интерес к искусству. Дальнейший профессиональный рост Сухаребского происходит одновременно по этим двум направлениям. С 1923 г. Лазарь Маркович начал заниматься проблематикой медицинской кинематографии, писал сценарии, монтировал отснятые киноматериалы, ставил медицинские фильмы, консультировал на киностудиях научных фильмов. В 1926 г. он издает свою первую книгу «Научное кино» с углубленным анализом основных проблем научно-учебной кинематографии.
С 1926 по 1928 г. читал приват-доцентский курс «Кино в научно-исследовательской и преподавательской работе» в 1-м Московском государственном университете с акцентуацией применения кинометода для изучения моторных расстройств в психоневрологии. Л.М. Сухаребский неоднократно был командирован в Германию, Францию, Бельгию, Швейцарию, где проходил стажировку и изучал различные методы киносъемки. В 1930–1931 гг. он становится заведующим кафедрой киноведения факультета литературы и искусства Московского государственного университета, занимается теорией кинематографии и в 1931-м совместно с А.Л. Птушко издает книгу «Специальные способы киносъемки», а в 1936 – «Патокинография в психиатрии и невропатологии». В этом же году под руководством Л.М. Сухаребского и его ассистента Бровикова в Московской областной психиатрической больнице № 2 им. В.И. Яковенко в селе Мещерском начинается строительство киностудии для патопсихокинографических исследований.
С 1936 г. Сухаребский занимал заметную должность в Министерстве здравоохранения, являлся ученым секретарем кинокомитета Наркомздрава СССР. Он активно сотрудничал с киностудиями Мосфильм и Ленсовкино (Ленфильм) и стал автором более ста сценариев к документальным, учебным и художественным фильмам. В частности, три его фильма, выпущенные с 1937 по 1941 г.: прогрессивный паралич, клиника шизофрении и лечение шизофрении, а также фильмы о последствиях префронтальной лейкотомии, о травмах головы и электросне – имеют большое значение для преподавания в психиатрии.
В 1939 г. Л.М. Сухаребский защитил кандидатскую диссертацию «К учению о комбинации двух эндогенных психозов: идиопатической шизофрении и генуинной эпилепсии», посвященную дифференциально-диагностическому анализу этих двух нозологических форм. В 1942 г. на заседании Ученого совета 1-го Московского ордена Ленина медицинского института была представлена диссертация на степень доктора медицинских наук на тему «Клиника мимических расстройств», и в 1946 г. решением ВАК ему была присвоена соответствующая ученая степень. С этого же года Л.М. Сухаребский был зачислен на должность старшего научного сотрудника Института психиатрии АМН СССР, где с 1949 по 1954 г. заведовал лабораторией клинической моторики; здесь он впервые стал применять кинометод с научно-исследовательской целью для изучения моторных расстройств в психоневрологии. В дальнейшем в течение нескольких лет являлся старшим научным сотрудником и продолжал заниматься данной проблемой.
Сухаребский в течение многих лет углубленно занимался вопросами медико-биоло гической патокинографии, с преимущественным акцентом своих исследовательских интересов на проблематике психоневрологии. Основным направлением его научных работ было углубленное изучение природы и специфики двигательных нарушений в клинике психозов в области как волевых, так и спонтанных движений. Особое внимание он уделял качественным характеристикам моторного облика больных, терапевтическому воздействию электросна на моторную сферу в клинике психогенных реакций.
В лице Л.М. Сухаребского мы имеем специалиста-психиатра и специалиста-киноведа, хорошо знакомого с техникой советской и зарубежной кинематографии. Он изучал значение кинематографии в терапии как актуальной методики коллективного психотерапевтического воздействия на нервных и душевных больных.
Особенного внимания заслуживают исследования Сухаребского в вопросах формирования мимических функций, он изучал тонус мимических мышц, темп их деятельности, особенности иннервации и автоматические движения при различных формах психических расстройств. Л.М. Сухаребский считал, что мимика является субъективным фактором внешнего выражения личности, одним из эффективных индикаторов поведения человека.
Врач-психиатр, доктор медицинских наук, автор книг по психологии и психотерапии, Лазарь Маркович Сухаребский, более полувека изучавший лица людей, одним из первых в Советском Союзе ввел в практику лечения психических заболеваний диагностику по мимическим реакциям.
М.А. Омельченко