Юрий Федорович Поляков родился в Москве 9 декабря 1927 г. в семье служащих. Его мать была врачом, отец – экономистом. Во время Великой Отечественной войны, 14-летним подростком, в эвакуации он работал на танковом заводе в г. Новосибирске. Принадлежа по рождению к последним годам призыва во время Великой Отечественной войны, юный Поляков на фронт не попал, но учился в артиллерийской спецшколе, затем в военном училище.
Начав свою учебу в Риге на факультете журналистики Латвийского университета, он с 1947 г. учился в МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1951 г. он окончил отделение русского языка, логики и психологии филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, защитив дип ломную работу по психологии мышления (научный руководитель – С.Л. Рубинштейн).
После окончания МГУ Ю.Ф. Поляков становится сотрудником лаборатории пато психологии НИИ психиатрии МЗ РСФСР, руководимой Б.В. Зейгарник. В 1954–1956 гг. Ю.Ф. Поляков работал практическим психологом в Московской психиатрической больнице им. П.Б. Ганнушкина, таким образом, он оказался среди первых медицинских психологов, специалистов-практиков, в самой гуще событий интенсивно развивающейся отрасли психологической науки. В 1956–1959 гг. работал в Институте судебной психиатрии им. В.П. Сербского, сначала научным сотрудником, а затем заведующим лабораторией патопсихологии.
Ю.Ф. Поляков пришел в Институт психиатрии АМН заведовать лабораторией патопсихологии в 1962 г. Незадолго до этого институт возглавил академик А.В. Снежневский, и Институт начал работать по новой научной программе, в центре которой стояла проблема шизофрении; это время связано с началом мультидисциплинарного исследования проблемы. Такое исследование предполагало совместное изучение болезни на разных уровнях: биологическом, физиологическом, психологическом и клиническом. Изучая формирование искусственных понятий по методике Выготского–Сахарова, Ю.Ф. Поляков обратил внимание на склонность больных шизофренией к актуализации скрытых латентных, обычно не используемых здоровыми свойств предметов. Собранные материалы вошли в докторскую диссертацию «Патология познавательной деятельности при шизофрении» (1968). В монографии «Патология познавательной деятельности при шизофрении» (1974) он обобщил результаты проведенных им теоретических и экспериментальных исследований, сформулировал и обосновал новую гипотезу, объясняющую природу нарушений познавательной деятельности при шизофрении.
Период жизни лаборатории патопсихологии, связанный с руководством Ю.Ф. Полякова (с 1962 по 1990 г.), остался в памяти сотрудников как яркая пора с множеством интересных научных и человеческих открытий. С самого начала самостоятельной профессиональной деятельности научные интересы Ю.Ф. Полякова были сосредоточены на проблемах патопсихологии. Основным предметом его исследований стала патология мышления при различных психических заболеваниях.
Этой проблеме были посвящены и многочисленные работы Б.В. Зейгарник, однако Ю.Ф. Поляков нашел свой оригинальный подход к проблеме, создав ряд новых методических процедур для исследования нарушений мышления.
Вплоть до 1990 г. Ю.Ф. Поляков заведовал лабораторией патопсихологии Института психиатрии АМН СССР, в 1982 г. преобразованного во Всесоюзный научный центр психического здоровья АМН СССР, где Ю.Ф. Поляковым была развернута самая крупная в системе здравоохранения страны психологическая служба.
В течение более чем пятнадцати лет Ю.Ф. Поляков был секретарем партийной организации Института психиатрии.
Известно, что работа партийного лидера научной организации сопряжена со значительным числом трудностей, требует мудрости, ответственности; все эти качества были в полной мере присущи Юрию Федоровичу Полякову. Многие из его коллег по центру вспоминали, что на этом посту Ю.Ф. Поляков умел спокойно и бесконфликтно решать весьма непростые вопросы. В воспоминаниях Т.К. Мелешко он был охарактеризован так: «Юрий Федорович являл собой пример нового, демократического стиля руководства, что было совсем нехарактерно и нетипично для того времени. Он не был кабинетным ученым-одиночкой, всегда стремился к диалогу, к обсуждению своих идей и мыслей с сотрудниками, был очень восприимчив и внимателен к мнению других, был склонен не только учить, но и учиться у других. Если к этому прибавить живость ума, оригинальность мышления и чувство юмора, которым он обладал, то создавалась неплохая почва для совместной работы и творчества».
Отдельно следует сказать о научных направлениях работы лаборатории. Юрий Федорович создал научный коллектив, который сумел развивать различные, но органично между собой связанные проблемы психологии в контексте исследований шизофрении. Среди основных ключевых проблем этого периода следует назвать проблему анализа специфики познавательных (когнитивных) нарушений при шизофрении. Ю.Ф. Поляковым была сформулирована гипотеза о снижении опоры на прошлый опыт при актуализации знаний в процессе выполнения различных познавательных задач (нарушении избирательности мышления, восприятия, речевой деятельности) у больных шизофренией по сравнению со здоровыми (В.П. Критская, 1966; Е.И. Богданов, 1968; Т.К. Мелешко, 1968; Л.А. Абрамян, Ю.Ф. Поляков, 1968). Данный подход, научная новизна, актуальность и оригинальность заинтересовали зарубежных коллег. Соответствие исследований в школе Ю.Ф. Полякова уровню развития мировой науки подтверждено изданием монографии Schizophrenie und Erkenntnistatigkeit (Stuttgart) в Германии в 1972 г. Существенным результатом исследований, разрабатываемых под руководством Ю.Ф. Полякова, было обнаружение тех же особенностей когнитивных процессов, выявленных у больных шизофренией, у их здоровых родственников. Был поставлен вопрос о типологической природе этих особенностей, об их возможной наследственной (генетической) детерминации.
Исследование близнецовых семей, проведенное совместно с генетиком В.М. Гиндилисом, показало наличие существенного вклада генетических факторов в детерминацию выявленных особенностей избирательности познавательной деятельности.
Следующим важным этапом было изучение проблем общения (Т.К. Мелешко, Д.Н. Хломов, Э.И. Елигулашвили, О.Ю. Казьмина, Н. Карловская) и психической активности (В.П. Критская, Т.Д. Савина, Н.С. Курек, В.А. Литвак), патологии эмоций (Н.С. Курек, Н.Г. Гаранян), формирования дефекта.
В конце 1970-х – начале 1980-х гг. Ю.Ф. Поляков был среди тех, кто начинал использовать социально-психологические подходы к клиническим практикам и исследованиям, кроме того, он был среди тех, кто поддерживал новые психотерапевтические прикладные работы, проводимые психологами.
Ю.Ф. Поляков – один из выдающихся отечественных медицинских психологов, работы которого в свое время имели большой международный резонанс. Как психолог-исследователь, он заложил основы нового экспериментального подхода в патопсихологии, участвовал в разработке новых направлений научно-практической деятельности клинических психологов.
Одним из таких направлений является детская клиническая психология, другим – востребованные в последнее время нейрокогнитивные исследования. Исследования проводились по разным направлениям медицинской психологии, изучались разные возрастные периоды у больных с шизофренией и другими формами эндогенной психической патологии. Была поставлена проблема психологической квалификации шизофренического дефекта, разработка патопсихологического синдрома и его типологии при этом заболевании. Ю.Ф. Поляков способствовал распространению в отечественной науке новой формы экспериментально-психологических исследований в медицинской психологии: выверенные клинические группы, модифицированные под задачу исследования методики, обязательное присутствие нормативной выборки, сочетание количественного и качественного анализа, мультидисциплинарные исследования (совместно с генетиками, нейрофизиологами, неврологами и т.п.).
Новый ракурс работ лаборатории патопсихологии, связанных с детской тематикой, был предопределен всем ходом развития исследований в годы руководства Ю.Ф. Поляковым. Первоначально это было своего рода «продолжение» исследований особенностей психической деятельности пациентов, страдающих юношеской вялотекущей шизофренией на «предыдущем» возрастном этапе – в период подростничества (Щербакова Н.П., 1976). В группе Т.К. Мелешко с сотрудниками велась разработка новых и модификация уже наработанных методик для оценки формирования аномалий познавательного развития при шизофрении в детском возрасте, изучение взаимосвязи нарушений общения и своеобразия познавательного развития у больных детей (Т.К. Мелешко, С.М. Алейникова, Н.В. Захарова, 1986). Ю.Ф. Поляков активно поддерживал изучение процессов произвольной регуляции и становления самосознания и их связь с нарушениями общения и социализации при шизофрении у детей (С.М. Алейникова, Н.В. Захарова, Т.К. Мелешко, 1989). Ю.Ф. Поляков был руководителем значительного числа диссертационных исследований, выполненных сотрудниками лаборатории, в частности работы по изучению становления социальной перцепции и развития возможностей распознавания эмоций по позе и жесту у больных шизофренией детей и подростков (А.Е. Назаренко, 1990). Можно говорить даже об особом «почерке» проводимых экспериментальных исследований в работах по детской клинической психологии, вышедших из лаборатории патопсихологии: крепкая экспериментальная база, оригинальные методики, мультидисциплинарный подход, представительность выборки, сочетание метода поперечных срезов и динамического наблюдения, анализ процесса деятельности, а не только ее результата, и т.п. Результаты работ лаборатории всегда находили место на страницах «Журнала невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова», в редколлегию которого он входил. Лаборатория стала первоокрывателем трудов Института психиатрии АМН СССР, именно сборник «Экспериментальнопсихологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении» (1982), работы сотрудников лаборатории во главе с ведущей статьей Ю.Ф. Полякова стали первым томом трудов Института психиатрии АМН СССР.
В течение двадцати лет – с 1980 по 2001 г. – Юрий Федорович работал заведующим кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Он принял кафедру после ухода из жизни А.Р. Лурии, сменил на этом посту Е.Д. Хомскую. За эти годы им была проделана колоссальная работа по развитию научного и прикладных аспектов клинической (медицинской) психологии. В 1990 г. Ю.Ф. Поляков полностью переходит на работу в университет, однако создает на базе НЦПЗ филиал кафедры, закрепляет научные связи факультета и Центра.
В этот период Ю.Ф. Поляков выдвинул стратегическую программу построения общей теории отклонений, изменений, нарушений и восстановления психической деятельности при разных видах патологии и аномалиях развития, или программу своего рода «общей патопсихологии» (Поляков, 1996). В течение многих лет Ю.Ф. Поляков был членом проблемной комиссии по медицинской психологии.
Впервые в отечественной психологии Ю.Ф. Поляков обращается к проблемам клинической психологии, изменяя и трансформируя границы медицинской психологии, способствуя формированию этого нового направления психологической науки. Клиническая психология противопоставляется «медицинской психологии», понимаемой как сумма психологических знаний, необходимых самим медицинским работникам, включая специальные курсы в мед институтах и учебные пособия для врачей (Поляков, 1984). Клиническая психология рассматривается Юрием Федоровичем как междисциплинарная область, связанная с клинической практикой, физиологией, анатомией, биохимией, психофармакологией, генетикой, педагогикой, юриспруденцией и др. Он определяет ее как «область психологической науки, изучающая частные и общие закономерности изменений и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития, а также закономерности влияния психических факторов на укрепление здоровья, на возникновение и преодоление болезней, на успешную реабилитацию, социально-трудовую адаптацию» (Поляков, 1996).
Этот опыт был трансформирован в ходе работы над новым образовательным стандартом высшего профессионального образования по психологии. С именем Юрия Федоровича связано открытие новой образовательной специальности для психологов – клинической психологии (2000 г.). Он внес значительный вклад в разработку образовательных программ, стандартов университетской подготовки психологов по новой специальности – «клиническая психология» (1997–1998). Именно за счет высокого авторитета Ю.Ф. Полякова возникла, стала развиваться и получила организационное оформление эта новая психологическая специальность.
В последнее десятилетие своей деятельности Ю.Ф. Поляков развернул новый цикл исследований в области клинической психологии в связи с проблемами охраны здоровья населения, разработкой программ психопрофилактики и психологической коррекции. Он был организатором памятных конференций, посвященных его учителям и старшим товарищам – А.Р. Лурии, Б.В. Зейгарник. Можно сказать, что его психологическое и научное предвидение двигало исследовательские и образовательные программы возглавляемой им лаборатории патопсихологии и кафедры нейро- и патопсихологии.
На протяжении всей своей жизни Ю.Ф. Поляков был окружен молодежью – молодыми сотрудниками, аспирантами, студентами, уделял большое внимание воспитанию и подготовке кадров. Доброта, отзывчивость, искреннее внимание к людям, человеческое обаяние – эти черты Ю.Ф. Полякова находили живой отклик в сердцах людей, вызывали их ответную симпатию и любовь.
Юрий Федорович обладал необыкновенным качеством – почувствовать новые направления развития науки, и смело двигался в этом направлении и давал возможность такого движения к новому своим сотрудникам как в лаборатории, так и на кафедре.
Как профессор, Ю.Ф. Поляков подготовил cвыше 30 кандидатов и докторов наук, его ученики благодарны за сотрудничество и помощь. Ю.Ф. Поляков – автор многочисленных публикаций, многие из них переведены на иностранные языки.
С его легкой руки в отечественной медицинской (клинической) психологии развиваются многие новые прикладные направления: нейрогеронтопсихология, перинатальная психология, психология телесности, психологическая коррекция и психотерапия, психология девиантного поведения и многие другие.
Под руководством Ю.Ф. Полякова было защищено 23 кандидатских диссертации.
Ю.Ф. Поляков автор свыше 100 научных работ, среди них основные: «Schizophrenie und Erkenntnistatigkeit» (Stuttgart, 1972); «Патология познавательной деятельности при шизофрении» (М., 1974); «Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание» (совместно с В.П. Критской, Т.К. Мелешко; М., 1991).
С.Н. Ениколопов